Мозг человека постоянно
испускает электрические импульсы, называемые волнами мозговой
активности. Эти волны имеют два показателя: амплитуда и частота.
Амплитуда - это величина электрического импульса, которая измеряется в
микровольтах. Частота - это скорость изменения волны (сколько раз
электрический импульс достигает максимального значения за секунду),
измеряемая в циклах в секунду (герцах). По частоте волны мозговой
активности разделяются на четыре категории: альфа, бета, тета и дельта.
Комбинация этих волн и определяет то состояние, в котором находится ваш
интеллект. Всякое состояние, в котором вы находитесь, состоит из целой симфонии волн, каждая из которых оказывает свое характерное влияние. Бета – волны: от нормального мышления до паники В
вашем сознании одна мысль сменяет другую, и вы не можете остановить их
непрерывное движение. Но, когда вы концентрируете внимание на какой-то
одной мысли, вам кажется, что скорость течения мыслей уменьшилась. Ваше
сердце учащенно бьется, кровь пульсирует в висках, дыхание неровное, и
кажется, что вы не можете нормально осмыслить ситуацию. Когда кажется,
что ваш интеллект больше не подчиняется вам, значит, что частота
бета-волн повысилась. Бета-волны
обычно производятся мозгом тогда, когда вы находитесь в нормальном
состоянии бодрствования, но большое количество бета-волн может привести к
возникновению эмоционального дискомфорта. Бета-волны ассоциируются с
логическим мышлением, решением проблем и концентрацией внимания. Эти
волны позволяют нам активно действовать, но мы должны знать, как ими
управлять. А, зная это, мы сможем использовать их более эффективно и
уменьшать свою зависимость от них. Их
сила возрастает по мере возрастания тревоги и снижается при мышечной
активности. Бета-волны ассоциируются с ускоренным обменом веществ и
повышенным кровяным давлением. Они обычно сопутствуют комплексному
мышлению и принятию решений. Альфа – волны: «утонуть в мечтах» Когда
на сцене появляются альфа-волны, глаза обычно закрыты, а в сознании
пляшут яркие образы, активно работает воображение. Ваше внимание может
переключатся с одной мечты на другую, с одного образа на другой, причем,
мечты и образы могут произвольно изменятся без всякой видимой причины.
Такой полет воображения, как правило, не несет никакой смысловой
нагрузки. Когда интеллектом человека владеют альфа-волны, он забывает об
окружающем мире и полностью погружается в мир фантазий и грез. Альфа-волны
генерируются интеллектом, когда человек мечтает, фантазирует, когда
активизируется визуализация. Эти волны также ассоциируются с
расслабленным состоянием, с восприятием. Наиболее
распространенной проблемой, связанной с альфа-волнами, является то, что
их часто не хватает для связи с другими волнами мозговой активности.
Без альфа-волн невозможно запомнить свои сны после пробуждения, даже
если вы и помните, что они были яркими и красочными. Без альфа-волн вы
не сможете вспомнить те мысли, которые приходили вам в голову в
состоянии медитации, даже если вы и помните, что вам приходило в голову
много толковых идей. Когда исчезают альфа-волны, теряется связь с
подсознанием. Тета-волны: привет, озарение! Вы
ощущаете, что где-то в глубине вашего сознания пульсирует некая мысль.
Вы чувствуете, что что-то не так, но не можете толком понять, что
именно. Это ощущение как бы подсказывает вам, что какая-то информация
стремится вырваться на уровень сознания, но не может подняться из глубин
вашей психики. Иногда это чувство становится таким острым и реальным,
что вы можете ощутить эффект духовного озарения, который
характеризируется творческим подъемом и осознанием новых перспектив.
Если вы испытываете эти ощущения - значит вам пытаются что-то сказать
тета-волны. Тета-волны
считаются проявлением подсознания, которое условно можно расположить
между уровнем сознания и бессознательным уровнем. Тета-волны несут
неиссякаемый поток воспоминаний, ощущений и эмоций. И хотя этот поток не
может прорваться в сознание человека, он оказывает серьезное влияние на
формирование наших взглядов, отношений, ожиданий и убеждений. Тета-волны
также могут вызывать проявления подавленных представлений, загнанных
вглубь творческих способностей. Наиболее активными тета-волны бывают в
то время, когда человек спит, находится в состоянии медитации или
состоянии творческого подъема. Итак,
тета-волны ассоциируются с творческой активностью человека, но для
того, чтобы творческие способности могли проявиться на сознательном
уровне, необходимо их взаимодействие с другими видами волн мозговой
активности. Для полного использования потенциала тета-волн требуется
наличие их комбинации с другими волнами - только такая комбинация может
обеспечить действительно творческий подъем. Дельта-волны Дельта-волны
своеобразный радар интеллекта, принимающий информацию на инстинктивном
уровне. С помощью этих волн наше подсознание получает и отправляет
различные послания. Можно сказать, что дельта-волны формируют само
подсознание. Они активизируются во время сна и остаются «включенными»
тогда, когда остальные волны мозговой активности «выключены».
Дельта-волны также обеспечивают восстановительные стадии сна. В
комбинации с другими волнами дельта-волны также могут наблюдать и во
время бодрствования. Люди с большой амплитудой дельта-волн, обладают
хорошо развитой интуицией. Такие люди привыкли полагаться на свое шестое
чувство, так как оно часто подсказывает им правильные выходы из самых
различных ситуаций. Большая амплитуда дельта-волн делает человека
чрезвычайно проникновенным. Это качество свойственно психотерапевтам,
врачам, консультантам - тем, чьи профессиональные обязанности связаны с
оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. Способность
активно использовать дельта-волны может показаться бесценным даром, но
для людей с большой амплитудой дельта-волн, особенно для тех из них,
которые не понимают, что с ними происходит, это может быть настоящим
проклятием. В некоторых случаях люди нуждаются в том, чтобы поток чужих
мыслей, чувств и побуждений, который выплескивается на них из их же
подсознания, был ограничен. Таким людям необходимо "возведение"
барьеров, которые будут сдерживать поток подсознательно воспринимаемых
чужих чувств и мыслей; им также следует учиться различать, какие чувства
и мысли являются их собственными, а какие — чужими.
|